В продолжение темы предыдущего поста: "Справедливость - хлеб народа" или как Иван дошёл до жизни такой? Вряд ли можно написать что-то принципиально новое на тему того, как человек становится левым. Если речь идёт о работяге - обычно несправедливость жизни творится прямо на глазах. Если же наш герой - лощеный интеллигент, несправедливость доносится отдельными раскатами и обычно тогда в левые приводит работа мозгами. Бывает и так, что в жизни не качает сильно из стороны в сторону на волнах жизни, а лишь раскачивает в лодке, где уже заранее занял место. Случай России начала двадцать первого века специфичен как раз тем, что остался пласт людей, воспитанных ещё в Советском союзе. Как найти своё место и счастье в новом уродливом мире? Так что можно было бы написать красивую историю о том как старый коммунист, член партии, уходя, завещал мальцу нести его знамя и продолжать борьбу в новых трудных условиях (малец, правда, в какой-то момент именно так и понял). Но жизнь обычно несколько прозаичнее и от того - более человечна, чем рассказы, подобные голливудским сценариям. Не могу не отметить, что первым, детским толчком к левизне была именно тяга к справедливости, которая по поэтическому выражению Бертольда Брехта есть "хлеб народа". Тяга к справедливости знакома каждому. Другое дело, что взрослея, каждый связывает справедливость с разными течениями мысли. Поэтому следует отчётливо понимать, что если парень "за справедливость", это ещё ничего не означает. Сегодня может быть справедливость для всех, завтра - лишь для отдельного народа, пола, расы и т.д. (нужное подчеркнуть) , послезавтра - лишь для избранных. Справедливость - только представление, как должна быть устроена жизнь. И представление может быть очень разным. И интересно проследить, как тяга к справедливости приводит к разным идеям. Вспоминается в этой связи один случай с дедом в саду. Играли в пиратов. Взяв роль романтического разбойника, маленький мальчик, наслушавшийся романов Сабатини, в какой-то момент решил обозначить национальность пирата и оргабляемого пиратом судна. Разумеется как в романе, испанцы - плохие, французы - хорошие. "Надо быть за хороших испанцев и хороших французов и против плохих испанцев и против плохих французов" - сказал дед. Простая фраза произвела сильное впечатление. Хоть в глубине души правота фразы и так была понятна. Но, поднятая на поверхность жизни, заставила ребенка принять идею того Человека, которого зачастую позабыли теперь, в новых жизненных условиях, диктующих индивидуальное выживание, когда каждый человек, да и каждый народ борется с другими за деньги и ресурсы. Для мальца эта фраза стала не просто фразой, а принципом жизни: смотреть на каждого человека и искать в нём Человека, творца и созидателя, а не пиндоса, хохла, кацапа, гея, негра, трансгендера . У человека есть право(а тогда - и обязанность) на достойную жизнь, безотносительно к вышеперечисленному. А для этого нужно поместить людей в Человеческие условия. Свобода, равенство, братство людей на практике, а не просто в словах напыщенных идеологов - вот чего хотелось и хочется молодому человеку. А что объединяет лучше,прочнее, чем совместный труд, после которого можно наслаждаться сделанным на общую пользу, а не "пилить бабло"? Потом, уже, простившись с дедом, малец приступил к чтению бородатых классиков и нашёл там прекрансую мысль, в общем про то же самое: "Коммунизм есть становление практического гуманизма".

Теги других блогов: Россия справедливость левые