Показательный случай. Жертва встретилась со своим палачом. На своей территории. Виктор был взят в плен. Его помучали и убили, оставив при отступлении. Свои подобрали и спасли жизнь. Врачи собрали Витю и он функционирует.
Война жестокая, но интересная штука. Теперь палач Вити в плену. И что мы видим? Раскаяние, слёзы, путанная история про: "Мне сказали - я убил". Звучит дико, но похоже на правду.
Человек попадает в среду, для выживания в которой необходимо убивать. Иначе не получишь ресурсы, иначе не будешь крутым. Затем человек попадает в среду, где для выживания требуется покаяние и слёзки. Будут покаяние и слёзки. "Хочу попросить прощения лично для себя" - дикая фраза в устах взрослого, опытного человека. Естественная в устах ребёнка.
"Саид" не понимает, что он просит. Он просит снять с него чувство вины и прилюдно заступиться за него. Просит того, кого он месяц назад спокойно убивал, потому что находился в ситуации безнаказанности.
Несколько месяцев на назад я размещал пост про китайского маньяка, который в отличие от Теда Банди честно рассказал, что ему просто тупо нравиться убивать. Такие люди формируются в агрессивной среде, где торжествует безнаказанность. Ты убиваешь - ты крутой.
Человек обычное животное, которое стремится к гигиене в рамках получения преимущества при размножении. "Саид" завис на этапе подростка. Он не разбирается в том, как устроено общество и зачем его устраивали именно так. Он не разбирается в психологии - даже не осознаёт, что продолжает эксплуатировать жертву. И мы можем пропустить данное событие в новостной ленте. Но для педагогов оно представляет особый интерес.
"Саид" вырос у родителей, которые им не занимались в обществе, которому на него было плевать. Никто им не занимался. "Саид" мальчик, поэтому для него было естественным мучить слабых и быть крутым. Никто "Саиду" не объяснил, что если он мучает слабых, то получает в жбан от более сильного. "Саид" и сейчас надеяться, что как всегда на него забьют, когда он поиграет в "дурачка".
На постсоветском пространстве масса ребят, на которых забили. "Украинская трагедия" отличается тем, что в конце нулевых за этих ребят взялись. Сбили их в отряды для противозаконных действий с целью обогащения. А если ты нужен, то жизнь приобретает смысл. Даже если ты нужен для противоестественного с общественной точки зрения.
"Саид" пришёл к точке, в которой его дальнейшую судьбу снова определят взрослые. Сейчас он пластелин. Ради своей шкуры он готов на всё. Если он вернётся в привычную среду - продолжит кошмарить и убивать. Стать полезным ему поможет только трудотерапия. Таких ребят необходимо встраивать в общественно полезную работу на принудительных основах. Длительность работ - минимум два года. Максимум - пять. Перед сном показывать кино о добром и полезном. В остальное время без гаджетов. Строго. Как с ребёнком. Он и есть ребёнок. Но не стоит забывать, что дети циничны из-за недостатка опыта.